25 января 2013 г.

Нарушая законы


Вот интересно, создал бы Марк Шагал своих "Влюбленных", если бы держал в голове законы композиции и сочетания цветов, золотую середину и нечетность объектов? Или вправду держал?..
Я совсем не профессионал в этих вопросах, но на мой взгляд вряд ли Шагал задумывался об этом. А тем не менее, меня вновь и вновь тянет рассматривать его картины -  нелогичные, странные, сказочные.
      Недавно я прочитала в статье, посвященной стилю Сlean and simple:
"ВСЕГДА нечетное количество  деталей, и отнюдь не из-за суеверия и страха перед "черными кошками" :))).
Просто человеческий глаз нечетное количество композиционных центров воспринимает лучше, чем четное" . А вот работа Дианы , где 2 сердечка и 2 цветочка, НО... она мне нравится! Я смотрю на неё и думаю: "О! Да! Это чисто и просто!" Почему-то мой взгляд не мечется? Я смотрю  и любуюсь...

А, может, реально делать шедевры, нарушая законы?

Не имея художественного образования, я , конечно, не знала и даже не задумывалась над этим до поры до времени. Если красиво, то какая разница, сколько там цветочков, четное или нечетное количество, правильно или нет расположены объекты? Вот открытка с 2-мя пуансетиями иностранной мастерицы Tracy. Я смотрю на неё, и у меня не возникает мысли, что она не хороша лишь потому , что на ней 2 цветка, а не 3 или 1, как положено.

Еще одна восхитительная работа, на этот раз Joanna . И снова 2 цветка. Но, как говорится, "ни отнять, ни прибавить".

В статье  5 секретов рекламной композиции читаю правило №3 "Правило нечетного числа и "воздуха". Но вскоре натыкаюсь на открытку той же Joanna. Тут, как видите, 4 цветка, но разве думаешь об этом, когда смотришь на неё?

Но, может, это только иностранные мастерицы творят, невзирая на четность?
Посмотрите на эту открытку от Оптима (Наташа), с которой она, между прочим, возглавила ТОП3!
Думаю, она нравится вам не меньше, чем мне. И не удивлюсь тому, что вы даже не обратили внимания на то, что тут 2 композиции по 2 розочки в каждой?
А вот  открытка Ирины (Freesents), чьё творчество всегда вызывает у меня неизменный восторг. Почему наличие четного количества цветов не помешало ей  возглавить ТОП5 в блоге sasya-sketches? Ответ лежит на поверхности - она хороша, "невзирая и вопреки"!
 

        Ну, так как? Можно ли нарушать закон нечетных чисел, создавая при этом прекрасные композиции?
        В той же статье про 5 секретов читаю правило №5. Не делай два интервала одинаковыми.
"Если в картинке слишком много повторений (например, повторений интервалов), это повергает в скуку и лишает изображения привлекательности."
        Прочитав это, я тут же вспомнила прекрасный скетч, по которому и сама делала работу.
Позволю себе привести тут и скетч блога Наше Хобби,  и открытку VictoriaV по нему, которая попала в ТОП5.


А ведь тут и интервалы одинаковые, и повторения налицо!

Так как же быть, приступая к работе, - перебрать в памяти все прочитанные правила или плыть на волнах вдохновения, невзирая на законы, а порой и нарушая их?  А как поступаете Вы?



До новых встреч!

37 комментариев :

  1. Что касается цветочков, то меня чётное количество их всё-таки напрягает и в работах я это замечаю...

    ОтветитьУдалить
  2. я тоже всегда замечаю чётное количество цветов и это напрягает. особенно если 2

    ОтветитьУдалить
  3. А я никогда не обращаю внимания на количество.
    А вот еще: Чеховская героиня ужаснулась, увидев зеленый пояс на розовом платье. И долго нам потом внушали, что зеленое с розовым - это бесвкусица. и плевали на природное сочетание цветов и листьев. А у нас сплошь листочки и цветуечки, и красиво вполне.

    ОтветитьУдалить
  4. интересная статья..)
    Я думаю, что тут нет никакого спора, о том как надо делать и не надо, просто для нас (для России) будет не очень приятно, если вручив открытку с 4 цветками получателю, ты услышишь "Ты что, меня хоронишь?!))"
    А вообще, в Америке (я там сама была 2 раза) принято дарить четное число цветов;) - это так, к слову) Видимо поэтому работы с четным числом приведены именно из блогов зарубежных мастериц)

    ОтветитьУдалить
  5. Правила золотого сечения(а не середины), композиции и колористики никто специально не придумывал. Это комфорт зрительного восприятия, равновесия и гармонии,просто его систиматизировали.А закона чётного числа не сушествует,это предрассудки.Все показанные работы очень красивы и с точки зрительного восприятия комфортны. Вся хитрость в том ,что ктото с этим чуством равновесия рождается, как например Шагал. И научится этому очень трудно практически невожможно. Но творческого самовыражения ещё никто не отменял.

    ОтветитьУдалить
  6. Мне кажется, есть люди у которых талант гармонично располагать элементы, которые без скетча прекрасно плавают на волнах вдохновения :) Я к таким счастливцам не отношусь, поэтому стараюсь помнить о законах композиции.
    Открытки с четным количеством цветов, конечно, красивы, НО мне было бы не удобно дарить друзьям/знакомым такие открытки.

    ОтветитьУдалить
  7. а я не суеверная, мне фиолетово, сколько цветков, я бы даже и не подумала, что это может кого-то обидеть )))) Я согласна с Ириной, что если красивая открытка, то какая разница сколько там цветов )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, вот, я подписываюсь под каждым вашим словом, для меня главное, что это красиво.

      Удалить
    2. Я рада, что не одинока в своём мнении! Спасибо!

      Удалить
  8. Пережиток большевистского прошлого - неченое количество. Было придумано, чтобы отличаться от буржуазного мира, где вообще-то рчень логично использовать четное количество, как символ того, что в этом мире мы всегда с кем -то, а вот, когда мы умираем, то покидаем этот мир в одиночестве. И как раз именно тогда и уместно использование нечетного количества.
    Я никогда не задумываюсьи использую столько, сколько смотрится целостно в композиции.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так и есть,за рубежом все наоборот,нечетное количество цветов приносят на похороны!Когда моя сестра только приехала в Англию,ее будущий муж подарил ей 18 роз,она была возмущена,а он удивлен.....У них всем дарят только четное количество цветов.Вот наверное,иностранные мастерицы удивляют,когда видят на наших работах нечетное количество...Но я считаю цветы на своих открытках,особенно если их мало,просто потому что людям,которые их будут покупать,это может не понравиться и обидеть.

      Удалить
  9. Кто-то действительно интуитивно имеет чувство равновесия и гармонии, а остальные этому учатся. И это совсем не сложно и конечно возможно!
    Четыре цветочка в траурной рамке с темным бантиком - жестокая открытка. Думаю, что дарить такую открытку в нашей стране нельзя.

    ОтветитьУдалить
  10. а мне нравится, я не против нарушения правил.=))) Они для того и созданы.=)

    ОтветитьУдалить
  11. Если цветов много , то неважно сколько их, ведь вряд ли у Ингвилд Болм на страничках кому-то приходило в голову считать цветы. Но 4 цветка, это не пережиток...это жутко смотрится! ...подарить открытку с 2-4 цветками, это как подарить черную метку)

    ОтветитьУдалить
  12. По поводу Шагала не соглашусь, его картины вполне подчиняются законам композиции, они странные, не каждый их поймет, но композиционно верные. В таком вопросе, на мой взгляд художники не пример, их фантазия уходит намного глубже и дальше. В черном квадрате Малевича вообще нет композиции, а смысл глубокий и явный. По поводу четности в скрапе вопрос кому как нравится. На представленных работам мой взгляд не сильно уловил эту четность композиционно, у самой такое есть что 3 цветок, например, не нужен, в работе, но зная предрассудки людей я добавляю 3, но меньшего размера или брадс, пуговку по размерам цветка или что-то, на чем взгляд особо не остановится и не отложится что всего 2 цветка, а не 3.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. +1
      на приведенной картине Шагала - диагональная композиция.

      Удалить
  13. Поспорю )) Во-первых Шагал более всего символист, и каждое его "некомпозиционное" и цветовое решение было им довольно тщательно продумано. Центральных элементов в открытке Дианы всё-таки три - уберите киноплёнку и вам будет скучно от двух одиноких сердец. Чётное количество цветочков на следующих открытках от души разбавлено примыкающими листиками или ленточками, - удалите листики-бантики и привлекательность исчезнет. Симметрия последних открыток говорит сама за себя - всё симметричное априори кажется привлекательным, - уберите хотя бы один квадрат и работа вызовет недоумение.
    Вообще-то я не слишком хороший критик работ, поскольку это не мой род деятельности, но некоторый опыт позволяет увидеть такие "мелочи".
    А лично мне очень помогает простой приём "переворачивания" работы "вверх ногами" или под другим градусом, а также рассматривание её в зеркале или на мониторе компьютера - это позволяет не только "увидеть её со стороны", но и заметить дисбалланс композиции... Не знаю, насколько хороши мои работы, но чаще всего я делаю их как придётся, т.е. основываясь только на внутреннем видении ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. согласна с Вами! Уж кто, а Шагал работал над композицией и все продумывал. Это видно особенно по его ч/б офортам.
      А четность/нечетность - это другая совсем тема.

      Удалить
    2. соглашусь и с Леной, и с Ильмой!

      Удалить
  14. на всех примерах не нужно узко рассматривать "2 цветочка" - смотрите на композицию в целом! Не буду проходиться по каждой открытке, но, например, роль "третьего цветочка" в открытке с пуансетией играют ягодки (кстати, их 3). У наташи - это бусинки, у Joanna - стразы и лента...
    А в последнем примере динамику создает надпись, которая слегка наклонена.

    Я к тому, что законы не нарушены, а читая законы, нужно смотреть глубже.

    ОтветитьУдалить
  15. Мне нравиться 2 цветка на открытке, ибо это ПАРА. Кроме нечётности и золотого сечения есть ещё симметрия, которая в природе даже чаще встречается. Глаз её сразу ловит, и мне даже странно, что на может быть неприятной.

    ОтветитьУдалить
  16. Композиция может быт разной, на её законы нудно просто шире смотреть.

    ОтветитьУдалить
  17. Автор статьи не обратила внимание на то что картина Шагала может вызвать вопросы со стороны законов физики, девушка в воздухе противоречит закону притяжения, а с точки зрения композиции всё в порядке.
    Что касается четности элементов в открытках,всё подчиняется законам гармонии и было бы интересно увидеть в статье Ваши работы, подтверждающие или опровергающие правила гармонии в композиции:)
    Все представленные работы легки для восприятия и не нарушают правил композиции, эти правила очень хорошо раскрыты в уроках для фотографов, например здесь:http://www.youtube.com/watch?v=6IRx-KgX_CM

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я ничего не утверждаю и не провозглашаю. Я всего лишь спрашиваю, размышляю, советуюсь, хочу знать мнения других.

      Удалить
    2. Вы поднимаете вопросы о композиции, а какое отношение к общим правилам композиции имеют обычаи отдельных культур?
      Это разные вопросы.
      Четность цветков для большинства жителей постсоветского государства символ траура, в европейских странах это норма.
      В Молдове 1 марта жители дарят друг другу мэрцишоры-два цветка-один красного другой белого цвета-и это символ весны.
      Будет возможность, обязательно посмотрите видео по предыдущей ссылке, очень доступно девушка рассказывает о композиции.

      Удалить
  18. В Китае число четыре считается числом смерти, там даже на похороны не несут 4 цветка. И наверное что-то в этом есть. Я абсолютно не суеверная, но когда на открытке явно выделяются два или четыре цветка, это напрягает. Хотя если те же два и четыре поддерживаются еще чем-то, теми же ягодами, ленточкой, пуговицами, - то это совсем другое дело, много зависит от визуального восприятия

    ОтветитьУдалить
  19. Я,конечно, не сильный специалист в области cleane & simple , но прочитав статью, которая указана как источник и глядя на приведенные здесь примеры открыток- из всех только последняя похожа на cleane & simple. Буквально недавно на портале скрап-инфо читала про этот стиль, так было написано- не путать с минимализмом. Тапки не кидайте, это мое личное мнение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Согласна. Я уже год подписана на блог http://cleanandsimplestamping.blogspot.ru, но не то что шнуры, даже бантики редко встречаю (хотя иногда попадаются в конкурсных работах участников). У Cleane & Simple свои, чётко очерченные правила, поэтому представленные работы не обязаны им подчиняться :)

      Удалить
    3. Ой, как интересно! Перечитывать все комментарии некогда..просто выскажу свою точку зрения))Танюш, этот стиль настолько спорен, что когда я писала о нем статью в рубрику (а именно ее привели в пример в начале поста))), то буквально голову себе "сломала" пытаясь увязать одно с другим)) Кстати, у Дианы - диагональная композиция (выстроенный угол тоже относится к "чистому" стилю) и у нее НЕ четное число элементов - пленка уравновешивает четное количество цветочков и сердечек)))) И сколько у нас было споров-разговоров с ДК по поводу "попадания" в стиль)))))Лен, позволь тут с тобой не согласится))) Поверь мне - я и шнуры встречала в иностранных сайтах,когда искала материал для статьи что еще больше сбивало с толку)))
      А в остальном согласна - последняя ближе к приведенному выше в пример стилю..но там меня смущает большой бантик)) Кстати, на ней нет повторений - все квадратики разные по цвету(от этого работа выглядит интересной - не скучной)) и там НЕ четное количество элементов. 4 квадратика связует бантик и от этого глазом воспринимается композиция легко)))))

      Удалить
    4. Да уж, простой стиль совсем не прост:)))))А вообще необходимо придерживаться концепции стиля, но вносить свою изюминку можно и нужно:)

      Удалить
  20. Всегда смотрю на композицию в целом. Цветочки и пуговки не пересчитываю. Даже в голову не приходило, что это может кого-то оттолкнуть. Все верно, традиции у всех народов разные. А у нас, в частности, столько разных суеверий, что запомнить их все не хватит жизни.

    ОтветитьУдалить
  21. А вообще, девочки, спасибо за статью и внимание к нашей рубрике! Вы всегда поднимаете очень интересные и живо трепещущие вопросы))

    ОтветитьУдалить
  22. Фуххх...Споры по клину не утихнут никогда!
    Как автор открытки "с 2-мя сердечками" , я немного смущена, что автор статьи не разглядел третьим центральным элементом кинопленку ( возможно, выбрана не лучшая фотография для визуализации композиционного рисунка). И я полностью согласна с девочками, клина в этой подборке крайне мало, но пробывать этот стиль нужно, хотя бы для того, чтобы еще раз проверить себя в умении собрать гармоничную композицию и перечитать про ее основы.
    Так что не судите строго представленные открытки, все мы пробуем свои силы, а за канонами ,все же , нужно идти на запад, там мастерицы и руку набили, и менталитет позволяет удержаться от добавления "еще немного красоты" в работу.

    Спасибо, что еще раз напомнили про этот стиль) Он, конечно, уникален!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Браво автору:) Открытка замечательная. Про споры согласна, все всегда все видят по-своему, и плевать нам на правила:))))))))

      Удалить