13 июля 2015 г.

ТРИ «У»… Что вам ближе?

Вы заинтересовались таким странным заголовком и пришли посмотреть, о чем это? А вот о чем…
Сегодня я, Ольга Рыжкова, в блогосфере больше известная под ником mamaleka, хочу поговорить о таких понятиях в скрапе, как Универсальность, Уникальность и Узнаваемость.

Для начала уточним понятия, чтобы в дальнейшем не было никаких недоразумений. Определения придуманы не мной, а взяты из Большого словаря русского языка. А иллюстрациями к ним пусть послужат примеры из истории мирового искусства.

Итак, Универсальностьразносторонность, глобальность, общезначимость, всеохватность, всеобъемлемость, многогранность, многофункциональность, энциклопедичность.

Мона Лиза (Джоконда)
"Парашют"

Давид (1501-1504)
«Святое семейство», или «Мадонна Дони» (ок. 1504–1506)
Теперь соотнесем это с нашим любимым хобби. В скрапе универсальностьэто умение творить в различных стилях, делать практически любую работу, по любой палитре, по самому необычному (или, наоборот, самому обычному, избитому) скетчу работу. Универсальный скрапер – это скрапер, могущий ВСЕ! Ему подвластны и нежнейший шебби, и брутальный стимпанк; он с одинаковым успехом делает открытки, блокноты, альбомы, странички и даже альтер-объекты. Причем делает все на должном уровне. То бишь из общего определения нам наиболее подходит такое: универсальность в скрапе – это разносторонность, многогранность и многофункциональность… Запомним это!

Поехали дальше…
Уникальность единственность в своем роде, неповторимость.

Вот тут расхождений в общих и скраповых понятиях я не вижу. Как говорится, уникальность, она и в Африке уникальность :).





Узнаваемость - определяемость, различимость, устанавливаемость.
Так-так-так… Тут нужно остановиться поподробнее…




Что же такое узнаваемость и чем она отличается от популярности? Говоря по-простому, узнаваемость - вас узнают и проходят мимо. Популярность - вас узнают, подбегают, целуют, отрывают все пуговицы, крадут трусы и спят в обнимку с вашими фото.



У нас в скрапе все-таки, конечно, узнаваемость! Хотя, наверное, у некоторых Мастеров есть свои фанаты, готовые ходить на каждый МК, ездить по городам и весям за своим кумиром - не знаю, я таких не встречала :). Популярных по-настоящему личностей в скраповом сообществе совсем немного, мы их всех знаем и некоторых даже любим, поэтому разговор здесь о личностях такого масштаба я вести не буду.

Так что это – узнаваемость в скрапе? Это когда листаешь ленту новостей и сразу, даже не читая короткий комментарий, твердо на 100% знаешь, кто автор этой работы. Это когда по фотографии маленькой детальки работы, подсмотренной, например, в Инстаграмм, узнаешь «руку мастера». Или когда даже по манере написания поста или комментария знаешь, с кем имеешь дело.

Что вы хотите от скрапа? Стать универсальным мастером, способным сделать любой объект, выполнить любой заказ? Стать настолько универсальным, чтобы эта универсальность сделала вас поистине уникальным Мастером?
Или лучше стать узнаваемым? Но стать узнаваемым можно, только заявив о чем-то уникальном… Что же получается – узнаваемость тоже тесно связана с уникальностью?




Мне лично очень близка позиция универсальности. Я не живу в одном стиле, в одном цвете, не специализируюсь на отдельных объектах, мне нравится делать ВСЕ! Кто меня читает, знает, что я делаю и альбомы (это, пожалуй самое любимое!), и странички, и открытки (о, Боже, а когда-то я думала, что открытки – это вообще не мое). У меня нет в работах превалирующего цвета, нет одного стиля… Значит ли это, что мои работы универсальны? Да, конечно, они универсальны… многогранны, разносторонни и т.п. Но вот уникальны ли они? Делаю ли я что-то такое, чего не делает никто больше?.. Мне кажется, что да! Пусть это и нескромно, но я всегда стараюсь придумать что-то такое, чего не было ни у кого, пусть это будет мелочевка в декоре, пусть непривычное сочетание цветов или странная на первый взгляд композиция. Каждый раз это что-то новенькое, повторяться я не люблю…

Стоп! А может быть, именно в повторении и есть ключ к разгадке узнаваемости? Узнаваемость у нас – это отличимость (или еще можно сказать: идентификация чего-то с конкретной личностью), это, условно говоря, какая-то фишка, повторяемая из работы в работу. Как часто мы видим, что у некоторых мастериц все работы одинакового цвета, используется одна и та же композиция, одинаковые брызги и штампинг… и совершенно не важно, какое фото она скрапит, все равно - очередная работа, как близнец предыдущей; от смены фото ничего не изменится, как говорится, «от перемены мест слагаемых сумма не меняется». Зато налицо почерк автора! И он, этот автор УЗНАВАЕМ! (поверьте, я никого конкретно не имею в виду, никого не хочу обижать, каждое мнение имеет право на существование). Но тогда, если повторяться, есть риск потерять свою уникальность. Ведь уникальность – это неповторимость!!! Значит, узнаваемый мастер уже не уникален??? Но ведь он использует уникальные, одному ему присущие фишки… Замкнутый круг…

И еще, не зависит ли узнаваемость в нашем скраповом мире в том числе и от постоянного мелькания в ленте. Это я не в плохом смысле, просто, кто чаще в ленте, того и запоминают… И манера общения в блогосфере - тоже шажок к узнаваемости…

Так что же лучше, тиражировать уже наработанные свои навыки, по которым тебя узнают, или делать каждый раз что-то новое? Может быть, все-таки стать узнаваемым лучше? У известных мастериц больше шансов стать успешными, можно даже хорошо зарабатывать на хобби…

Создав свой собственный почерк, ты становишься уникальным мастером, но когда находишься только в одном этом поле, не ограничиваешь ли ты себя? Безусловно, есть у нас такие известные мастера, которые волшебным образом умеют сочетать свою уникальность с универсальностью. Да нет, даже не так… У них каждая работа уникальна даже не техникой, а подходом к работе. Т.е. используя свои уникальные возможности, они умудряются творить совершенно разные работы! Таких мастеров мало, у них надо учиться! Нет, не повторять за ними слепо все, что они умеют, а надо учиться именно такому подходу к скрапу.

К чему весь этот разговор?

Мне кажется, рано или поздно каждый скрапер начинает копаться в себе и думать: «Ну почему так, я все-все умею делать, получается очень неплохо, даже хорошо, мои работы уникальны, а никто не замечает меня… Вот такой-то и такой-то ляпает из раза в раз одно и то же, а всегда его работы в ТОПе, его приглашают в дизайн-команды…» Ну, сознайтесь, ведь посещали вас такие мысли?

А задумайтесь лучше, чего вы хотите? Стать узнаваемым? Вперед! Создайте что-то такое, что будет идентифицироваться только с вами, тогда вас точно будут узнавать.

Хотите стать универсалом? Учитесь, впитывайте все новое, совершенствуйте старые навыки, пробуйте что-то совсем вам несвойственное и творите себе в удовольствие! И не стоит копаться в себе, у вас все в порядке, просто в скрапе все субъективно :).

А если вы категорически настаиваете на том, что вы уникум, тогда вам надо это показать всем, даже доказать! Идите своим путем, не обращая внимания на подводные камни и слова недоброжелателей, гните свою линию… и вас непременно заметят! А тут уж и до узнаваемости один шаг :).

Своими мыслями поделилась я,
«универсальный солдат» Ольга Рыжкова (mamaleka)

44 комментария :

  1. Ольга, огромное спасибо за статью! Очень интересно и познавательно!

    ОтветитьУдалить
  2. Оля,спасибо огромное!! Мысли эти часто посещают меня)) Еще бы разобраться,чего именно хочется...а то ведь все и сразу!!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, если хочется "все и сразу" - значит надо пробовать все и сразу (если б еще времени побольше) , и тогда, попробовав многое, выберешь интересное именно тебе.

      Удалить
  3. Оля, очень интересно. И действительно заставляет задуматься :))))

    ОтветитьУдалить
  4. Оля, спасибо! твои мысли и меня заставляют задуматься..., нельзя сказать, что я об этом не думала раньше, но лишний раз и более конкретно, не помешает))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, совершенно согласна, лишний раз задуматься - не помешает, мы же развиваемся...

      Удалить
  5. Вот интересно мне откуда появляются такие мысли? Про узнаваемость, про популярность? Это, наверное, только у тех, кто собрался "наследить в истории"... Разве нельзя просто делать что-то в свое удовольствие, не думая про признание, про популярность? Для меня скрап - просто хобби, я не расстраиваюсь, если моя работа не попала в ТОП, а если попала, то только радуюсь. особенно я радуюсь, когда выигрываю приз - приятно ощущать себя везучим человеком. Я никогда не узнаю работу никакого мастера - мне кажется, что очень много людей делает похожие вещи, кто из них кто - не разобраться... Узнать можно, если только работа подписана. Особо уникальных ни из наших мастеров, ни из зарубежных я не знаю. Мне кажется, что наоборот - ценно то встречаешь большое количество единомышленников, которые делают тоже что и ты! и мы друг друга понимаем, можем посоветовать что-то, порадоваться друг за друга...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо за мнение!
      Я не поленилась и зашла в Ваш блог)
      Мне кажется, Вы лукавите, когда говорите, что не думаете о признании... Для чего же тогда заводить блог и вести его несколько лет? И это вовсе неплохо - стремиться к тому, чтобы такие же увлеченные люди знали о Вас. Вполне логично, участвуя в челленджах, хотеть победы, приглашения в ПД или приза. Это нормальные желания человека со здоровой амбицией.
      Про узнаваемость и уникальность...
      Вы увлечены штампами Магнолии и, скорее всего, вы знаете Мастеров, которые работают в этом направлении, лучше других. Я вот таких не знаю))) Но в большинстве своем наши мастерицы сразу узнают работы, например, Нины Рогановой, Лены Моргун, Нади Смилла, Лены Виноградовой... Может быть Вам просто неинтересен этот пласт скрапмира...
      Я полностью согласна с тем, что мы здесь общаемся, ищем единомышленников,
      но мы еще и развиваемся, ищем себя в скрапе... Когда я писала эту статью, я и ориентировалась прежде всего на тех, кто задумывается о том, куда двигаться, в каком направлении, чтобы помочь разобраться и не комплексовать...
      Еще раз спасибо за мнение!

      Удалить
    2. Ой, вы и правда не узнаете работу Наташи Косцовой или Лены Моргун или Лены Виноградовой без подписи? Мне кажется такое может случиться с теми, кто мало следит за блогожизнью) Простите что влезла))) Хотя про скрап для себя полностью согласна, есть и такой вариант. Но просто речь сейчас не о таких людях, мне кажется)

      Удалить
    3. Нет, не узнаю. Я даже не знаю кто такие Наташа Косцова или Лена Моргун... Про Виноградову слышала, но работы тоже не узнаю без подписи. К слову говоря, я также не узнаю работы зарубежных тильдо мастеров, я некоторых знаю по имени, с немногими даже переписывалась ( в смысле посоветоваться), но работы их мне не кажутся узнаваемыми, также как и мои : они все похожи друг на друга. Просто у некоторых больше возможностей финансовых и больше инструментов, поэтому присутствует некоторое разнообразие в украшениях.

      Удалить
    4. mamaLeka, я веду блог уже какое-то время, потому что это весело, это реально классное хобби и мне нравится участвовать в заданиях с тильдо тематикой. Тильды такие милые и добрые, они как раз таки и не претендуют на звание супер скрапа, или особой уникальности- это просто способ сделать что-то симпатичное. А в заданиях можно приз выиграть - это здорово- бесплатный подарок!

      Удалить
    5. Лариса, каждый выбирает свое, это не плохо, и не хорошо, просто так есть! Нравится вам такой стиль общения в блогосфере, пожалуйста, я ж не пытаюсь Вас укорить тем, что Вы не знаете каких-то известных многим личностей. Просто я пыталась рассуждать об этих понятиях.
      Кстати, по поводу узнаваемости все-таки выскажусь по Вашему комментарию -
      узнают мастера не по его возможности иметь и использовать какие-то дорогие украшения или инструменты. Даже из минимума материалов можно сделать отличную работу, количество и дороговизна вовсе не критерий качества.

      Удалить
    6. Оленька, к этой мысли прийти нужно спустя несколько лет активной работы в скрапе. В работу идет ВСЁ!:) Даже то, что на первый взгляд никогда не подумаешь использовать. А цена материалов очень субъективна. Стоимость запасов не гарантирует крутой работы, ее гарантирует только постоянное развитие и работа над собой!:)

      Удалить
  6. Спасибо за такой познавательный пост! Сижу, размышляю- что нужно мне :)...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, и Вам спасибо! и главное - ничего не бояться и пробовать!

      Удалить
  7. Спасибо за пост. Многие мысли разложились по полкам ))

    ОтветитьУдалить
  8. Интересная статья! Так хорошо что разобрано!

    ОтветитьУдалить
  9. Оля,спасибо, с огромным удовольствием почитала. Много раз думала на эту тему. Я еще очень мало сделала в скрапе, чтобы рассуждать на тему своей узнаваемости и уникальности, )) но я боюсь быть одинаковой. Действительно хочется пробовать новое, развиваться. Очень хочется стать универсальным мастером, но при этом иметь свои фишечки. Ох, мечтыыыыы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, не надо бояться быть одинаковой, просто Вы сначала вырабатываете определенные навыки, повторяете одни и те же приемы... Тут, главное, не зацикливаться на этом, а все-таки пробовать новое. Вот, например, вы никогда не пробовали C&S, тогда сядьте и сделайте лифтинг понравившейся работы, может быть получится, тогда идите дальше... И мечтайте!!!!!!!!

      Удалить
  10. Оленька, привет, дорогая!!!!:)
    Статья отличная, рассуждения очень и очень тонкие, на грани прямо. Иллюстрации прекрасно передают смысл разговора.
    Я попала в Нью-Йорке в галерею MOMA http://www.moma.org/, так вот там есть русский зал, где висят картины и панно русских художников, имена которых я впервые слышала, к стыду своему признаться. И среди них есть картины Каземира Малевича, одна из них совершенный миксед-медиа с деревянной линейкой, слоями и многоуровневой краской. И я думаю, что мало, кто знает о ней среди наших соотечественников, но все знают о черном квадрате. Однажды Каземир выстрелил так, что весь мир знает одну его работу 100%.
    Так вот к разговору об узнаваемости и универсальности. На мой взгляд, человек пришедший в творчество бежит в него с разными целями, кто-то в нем прячется, кто-то купается, кто-то ищет себя в мире, кто-то друзей и общение. Переход на этап узнаваемости не всегда полезен творцу, и это часто можно разглядеть именно в самотиражировании, это такие собственные тиски, ведь люди не ждут от тебя чего-то другого. Хотят то, что было. И рост в этом месте заканчивается, как правило. Многие мастера отрабатывают свою находку на МК, которые возят по городам и это хорошо - такие классы помогают понять их душу, их идею и приемы.
    Самое главное сохранить себя, свою уникальность и свой мир хрупкий, ища новые горизонты свои, а узнаваемость и популярность придут, но у каждого свое время и место.
    Так что я за уникальность в работах.
    И да, твои работы сразу можно узнать. Я узнаю руку Оли Рыжковой!
    Спасибо за такую тему!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Милочка, рада-рада тебе!
      Да, я вот думала о том, что узнаваемость иногда идет во вред мастеру именно из-за того, что все хотят от него "то самое", которое мастера и сделало узнаваемым...
      Найти баланс трудно...
      А МК - это другой уровень скрапа, это уже не хобби, это коммерческий скрап, я про него здесь не хотела бы говорить, это совсем другое...
      И спасибо тебе за "руку О.Р.", черт возьми, это очень приятно!

      Удалить
    2. Девочки, простите, что влезаю)) Мила, полностью согласна, что каждый приходит в скрап со своим и за своим, Кто-то хочет выразиться, раскрыться, а кто-то самоутвердиться. Но всё таки стоит честно сказать себе- зачем ты здесь, прежде всего- себе, чтобы не винить потом дк, пч, и так далее... Я за универсальность, хочу пробовать многое, на чём-то останавливаться, что-то пропускать, это же так интересно- всё время учиться))

      Удалить
    3. Девочки, простите, что влезаю)) Мила, полностью согласна, что каждый приходит в скрап со своим и за своим, Кто-то хочет выразиться, раскрыться, а кто-то самоутвердиться. Но всё таки стоит честно сказать себе- зачем ты здесь, прежде всего- себе, чтобы не винить потом дк, пч, и так далее... Я за универсальность, хочу пробовать многое, на чём-то останавливаться, что-то пропускать, это же так интересно- всё время учиться))

      Удалить
    4. Ольга, очень мне импонирует ваша точка зрения - стоит быть честным прежде всего перед самим собой, чтоб потом адекватно реагировать на события. А учиться всегда - это же и есть движение вперед, только так можно стать настоящим специалистом (собственно, так в любой сфере деятельности). Удачи в освоении нового!

      Удалить
    5. баланс такая вещь... трудно уловимая. Универсальность мне очень импонирует - это постоянный рост и проба себя в новых эпостасях, открытие новых горизонтов. Мозг не сохнет в одной гряде!)))

      Удалить
  11. Оля, спасибо за статью! Действительно очень было интересно почитать мнение о всем этом :) Да, честно признаюсь, я б не прочь стать уникальной и узнаваемой, но пока на это у меня нет времени и видимо сильного желания. А ведь это ОГРОМНЫЙ труд! Поэтому для меня скрап это все-таки по большей части хобби и я делаю, то что хочу и когда хочу)))))) Но я еще на таком этапе, что мне тоже интересно ВСЕ, обожаю миксмедийные странички, американские альбомчики и КАСовые открытки и делаю их в свое удовольствие)))
    Про узнаваемость некоторых мастеров, поддержу, что 100% узнаю работы Лены Виноградовой, Насти Исторкиной, Тани Дудкиной и Ани Коссаковской :) И кстати некоторые работы узнаю по фону на котором сфотографирована работа))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, да-да-да, стать узнаваемой - это труд, самый настоящий, ведь мало делать что-то присущее только тебе, но надо еще это донести до масс, иначе, для кого ты станешь узнаваемой, для мужа? семьи?!!! абсурд... Узнаваемые мастерицы скрапят, публикуются, участвуют в в ДК или в заданиях... это реально отнимает кучу времени...
      Узнать по фону... да, есть и такое, и я даже догадываюсь, о ком речь)))
      Твори, пробуй новое, главное, делай это в удовольствие!

      Удалить
  12. Про трусы смешно)) Я за универсальность, люблю таких мастеров, их блоги - как сборник рассказов - каждый раз что-нибудь необычное, цепляющее глаз))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))))
      и я тоже люблю универсальных скрап-леди, каждый раз не знаешь, чем удивят)))

      Удалить
  13. Оля, спасибо за статью! Читала с огромным удовольствием. У Вас помимо скрап-талантов писательские способности. Поэтому очень жду новых статей, размышлений. Это очень интересно, закадровая жизнь, сомнения и поиски себя в каком-то деле. В нашем случае в скрапе. Мне это близко)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам спасибо за отзыв! Насчет писательских способностей - это чересчур, Вы мне льстите))))
      Я просто систематизировала свои мысли, оформила свои переживания и сомнения...
      Если Вам понравилось, попробую и дальше делиться своими размышлениями...

      Удалить
    2. очень понравилось! делись чаще!!!!!!!!!!!!!!!!!!

      Удалить
  14. Мне кажется, такие вопросы возникают больше в начале увлечения и тогда, когда ставишь себе цель - попасть в крутую команду, зарабатывать скрапом (может, у меня неверное впечатление, но в рунете каждая вторая работает на заказ, в америках-европах такое мне редко встречалось, пару раз), там как раз универсальность и узнаваемость нужны.
    Мне вот приятно, когда меня читают и замечают, но это не самоцель. В первую очередь мне самой должно быть интересно, хотя общаться с такими же увлеченными тоже приятно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, спасибо! А я вот как раз считаю, что такие вопросы возникают по прошествии нескольких лет в скрапе, когда проходит эйфория от новых ощущений, когда уже многое можешь и уже что-то хочешь большего...
      И еще, мастериц, работающих на заказ, как раз меньше всего, на мой взгляд, тревожит вопрос узнаваемости, там другие критерии успеха.
      Про общение... это да, это и для меня одно из главных составляющих ведения блога
      Вобщем, рада была узнать твое мнение

      Удалить
  15. Привет всем!))
    На мой взгляд: универсальность-узнаваемость, уникальность-узнаваемость, встречаются чаще, чем 3 "У".
    Это тоже самое что дешево-быстро-качественнно)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ален, комбинаций этих У может быть много, это точно... и каждый выбирает свое сочетание

      Удалить
  16. Как интересно написано!))))) И очень нестандартный подход в осмыслении своего места в скрапмире)) Пока читала, мысленно перебирала всех знакомых мастериц, на который подписана... Кажется, что словно в характерах "холерик-флегматик-меланхолик", они встречаются в "чистом" виде действительно нечасто. Бывают всё больше "уникальные узнавайки универсалы" как, например, Таня Дудкина. Согласитесь, её работы узнаешь безошибочно, делает всё, но в то же время везде "её" подход. Даже микс выходит безошибочно "её". Ну, это просто пример, первый, что в голову пришел)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень понравилось такое Ваше словосочетание -"уникальные узнавайки универсалы"

      Удалить
  17. Оля, это супер статья!!!!!!!!! очень крутая и нужная! и полезная ))))
    тем, кто не задавался подобными вопросами, просто ещё до них рано, но однажды это время настаёт, и ты просто не можешь их себе не задать )))
    Лично для меня удовольствие от процесса и собственная удовлетворённость результатом, пожалуй, главные определяющие необходимости творчества, каким бы оно ни было - универсальным, уникальным или даже неузнаваемым )))
    спасибо тебе за тему, за повествование и за стиль преподнесения! читать - наслаждение! ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Викуля, как я рада твоему отзыву, и очень мне лестно, что тебе понравился стиль изложения (в литературе ты для меня, как Эверест))))
      И согласна, собственная удовлетворенность результатом очень важна, а уж удовольствие от процесса... ДА!!!! тысячу раз ДА! именно поэтому мы все этим и занимаемся...

      Удалить
  18. Оля, отлично написано! Есть над чем задуматься ;)) И очень иллюстрации к статье понравились ;)
    Я за общение, дружбу и мир во всем мире!!!

    ОтветитьУдалить
  19. Оля, ну вот и я наконец добралась до твоей статьи (к стыду своему - ведь каждый день собиралась сесть и почитать, но каждый раз отвлекали, а хотелось почитать вдумчиво и спокойно). Ну вот я даже в статье тебя узнаю ))) - и работы твои с твоим характером, не могу сказать, что 100% везде узнала бы, но в ленте чаще всего узнаю с ходу. А ведь ты делаешь очень разные вещи. И читать тебя одно удовольствие.
    Мне, конечно, еще очень рано задумываться об узнаваемости, и даже об универсальности ))) Я пока стараюсь добиться ровного качества - хотя бы )))) Но не буду врать - я сюда пришла и завела блог конечно же чтобы делиться своими работами и чтобы получать нужную долю поглаживаний. Иначе я скрапила бы себе дома потихоньку, и никому не показывала свои работы - это и есть для себя, все остальное все равно не только для себя - мне так кажется. А раз уж так, то конечно стремления и мечты и прочее тоже присутствует.
    Наверное, хорошо быть универсальным мастером, но некоторые вещи у меня совсем не лежит душа делать, так что меня вполне устроила бы узнаваемость - разные вещи, но с моим почерком, с моим характером.
    Написала сумбурно - но честно скажу, что статья зацепила, заставила подумать, вспомнить что-то, что в голове колышется, но все время откладывается - некогда-некогда ))). Спасибо, Олечка!

    ОтветитьУдалить